В ходе подготовки ко второму ежегодному всероссийскому форуму Управление рисками в России рейтинговое агентство Эксперт РА провело опрос страховых компаний. Среди вопросов был такой: Какая отрасль крупного и среднего бизнеса представляется вам наиболее перспективной с точки зрения клиентской базы? Большинство страховщиков назвали такой отраслью банковский сектор. Однако подразумевали они вовсе не комплексное страхование или защиту от операционных рисков, а исключительно залоговое страхование. Не были бы обязаны банки страховать залоги — оказались бы в аутсайдерах этого списка.
По составу и характеристикам рисков кредитные учреждения, конечно, сильно отличаются от промышленных или торговых предприятий. В индустрии все понятно: вот завод, склад, оборудование, трубопроводы. Они осязаемы, а риски, с ними связанные подлежат страхованию на случай пожара, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц и иных неприятностей. Более менее ясно и со страхованием ответственности: предприятия — за некачественные товары и услуги, специалиста — за проявление непрофессионализма, менеджера — за принимаемые ошибочные решения и оппортунистические действия. Иное дело — финансовые учреждения, к примеру, банки. Многие риски в таких организациях являются нестрахуемыми. Они отражают саму суть деятельности такой организации. Рыночными, кредитными рисками и рисками ликвидности управляют другими способами, отличными от классического страхования.
Страховаться нельзя экономить
Однако это вовсе не значит, что банки не могут рассчитывать на страховую защиту. Имущество банка даже такое специфичное как хранилища, сейфы, ценные средства при перевозке) и ответственность руководителей и сотрудников вполне могут быть застрахованы по классическим программам. Кроме того, существуют различные специальные продукты. К сожалению, в России они пока не распространены. Претензии со стороны банков — страховщики не могут предложить необходимые услуги. Претензии со стороны страховых компаний — банки информационно непрозрачны и не горят желанием страховаться. В результате охват банков страховыми программами, иными чем страхование залогового имущества и ДМС сотрудников чрезвычайно низкий.
Во многих странах уже давно стали популярными полисы ВВВ (Bankers Blanket Bond) — комплексного страхования банков от преступлений и наносящих ущерб банку неправомерных или ошибочных других действий персонала и третьих лиц и ряда других операционных рисков. В США, например, страхование ВВВ является обязательным для тех банков, которые работают с физическими лицами. В России такой полис имеют от силы несколько десятков банков. Еще одна причина — недостаточно развитая страховая культура, даже у такой, казалось бы, продвинутой аудитории как банкиры. Многие страховщики указывают на то, что банки часто экономят на страховке, даже если понимают ее необходимость. Пока крупный страховой случай не произошел, такая политика кажется оправданной. Но потом всю экономию может запросто съесть крупный убыток. Придется учиться на своих ошибках. Будет опыт убытков — будет и желание страховаться.
Пока же страхуют в основном залоги. Ни для кого не секрет, что залоговое страхование в подавляющем большинстве случаев осуществляется в обмен на размещение в банке-клиенте средств на депозите. После выхода 254-й инструкции Центробанка, которая собственно рекомендовала страховать залоги, страховщики получили хороший бизнес, а банки — послабления с точки зрения формирования резервов под выданные кредиты и доступ к средствам страховщиков. Именно после выхода данной инструкции резко выросла доля банковских инструментов в активах страховых компаний. Жертвуя доходностью инвестиций, страховщики компенсировали альтернативные издержки низкорентабельного размещения резервов за счет роста поступлений по низкоубыточному виду страхования.
Сейчас обсуждается вопрос о нормативном закреплении необходимости страхования жизни и трудоспособности заемщиков потребительских кредитов. Как справедливо отмечают представители страховых компаний, риск возникновения просроченной и безнадежной задолженности как по причинам форс-мажора и обстоятельств заемщика, так и мошенничества, целесообразно страховать. Здесь банк одновременно может и снизить потери, и уменьшить величину отчислений в резервы под потери по кредитам (если это разрешит регулятор). На макроуровне это касается всей банковской системы — вопроса о ее устойчивости и надежности. В случае быстрого роста потребительского кредитования страхование поможет избежать многих проблем, вплоть до банкротств. Страховые компании могут поучаствовать и в деятельности кредитных бюро. Ведь они обладают хорошей базой по клиентам и заемщикам, а значит, смогут помочь банкам снизить операционные риски. Некоторые страховые компании заявили о разработке собственных скоринговых моделей.
Есть и еще один немаловажный фактор, указывающий на значительный потенциал сотрудничества банков и страховщиков. Они могут не только работать по страховым программам, но и развивать совместный маркетинг. Это называется bancassurance или assurbanking — комплексное обслуживание клиентов, предложения совместных страховых и банковских программ и продуктов, объединение сбытовых сетей страховщиков и банков. Если это направление будет активно расти, постепенно решаться проблемы и с обменом информацией о рисках, и со спросом на страховые услуги со стороны банков. Страховать будут не только залоги, но и операционные риски (мошенничество, ошибки сотрудников, сбои в ИТ), ответственность топ-менеджеров и специалистов, имущественные комплексы. Полноценная страховая защита необходима банкам, ведь это существенная часть эффективной системы управления рисками.