О принципах своей работы и о ее перспективах специальному корреспонденту журнала Русский Фокус Татьяне Самойловой рассказал один из представителей этого бизнеса Сергей Зуйков.

— Как долго вы занимаетесь товарными знаками? Что представляет собой ваша компания?

— Товарными знаками мы занимаемся более пяти лет. Компания наша маленькая всего пять человек. У нас практически семейный бизнес. Но моей жене он никогда не нравился. Она хочет заниматься работой патентного поверенного. И я надеюсь, что, сдав экзамены, она сможет это делать. Конечно же, мы не станем оппонентами я буду ей помогать.


— Есть ли конкуренция в вашем бизнесе?

— Практически нет. В нашей области рынок столь велик, что говорить о конкуренции просто не приходится. Что касается патентных поверенных, то они скорее наши оппоненты. И тут интересно вот что: сегодня основная масса поверенных в возрасте старше 50 лет. Через 5-10 лет они уйдут из бизнеса, а толковой молодежи сейчас очень мало. Что тогда будет, сказать трудно…


— На чем вы зарабатываете?

— Можно торговать знаками на стадии заявок, но цена при этом будет, естественно, невелика примерно $1000. Мы не во всех случаях договариваемся с производителями. Это не очень прибыльное направление. Лучше разговаривать с позиции силы, когда пишешь, что наша компания имеет регистрацию и поэтому требует прекратить использование этого знака другими. И вот тогда они действительно понимают, что надо принимать решение. Кстати, такой бизнес давно существует во всем мире, он не является русским ноу-хау. Скорее всего и через 10 лет мы будем продавать зарегистрированные товарные знаки, но уже не наезжая ни на кого.

— Прибылен ли ваш бизнес?
— Да, и достаточно высоко прибылен. Хотя денег, как известно, много не бывает. Конкретных цифр я не назову. Но, для сравнения, прибыльнее, чем торговля, из которой мы пришли. Могу лишь сказать, что мы продавали знаки и за $20 000.

 

— Что вы думаете относительно правил, введенных Роспатентом в практику с начала этого года, согласно которым российская компания может регистрировать товарные знаки только на русском языке?
— Просто удобнее взять и запретить. Как только Роспатент стал отправлять нам отказы, мы в ответ им направили письма о нашем намерении инициировать уголовные дела в отношении чиновников патентного ведомства. А дальше Роспатент решил, как мне кажется, подстраховаться и другим российским компаниям отправил такие же отказы. Сказав тем самым, что их действия вписываются в общие правила в отношении всех российских компаний. Но тогда ведомство просто берется решать за заявителей, кому в какой транслитерации регистрировать. Получается, если следовать логике Роспатента, что иностранной компании нельзя регистрировать знаки в кириллице, а если компания китайская или японская, то регистрировать знаки можно только иероглифами.

 

— А если заявку на регистрацию товарного знака подает дилер западной компании наш соотечественник?
— Я считаю, что дилер имеет полное право регистрировать этот знак, потому что именно он, как правило, проталкивает тот или иной товар на российском рынке, он тратит деньги на рекламу товара. Мы сами пришли к товарным знакам из торговли — продавали товары иностранных производителей под их марками, тратили огромные деньги, участвовали в выставках, автосалонах. У нас были очень приличные объемы продаж. Автопокрытие Rain-X (Антидождь), которым мы занимались до кризиса, это наш товарный знак, мы его зарегистрировали. У нас даже есть свидетельство на рекламный слоган Антидождя. Когда мы начинали продавать этот товар, мы работали с небольшой семейной фирмой, которая производила только этот Антидождь. Я легко и эффективно общался с первыми лицами компании. Был год, итоги которого показали, что наша маленькая фирма продала товара больше, чем вся Европа. Позже эту семейную фирму продали огромной американской корпорации Quaker State. После чего нам стали поступать указания, с кем надо работать. Мы должны были общаться лишь с каким-то менеджером по Восточной Европе. Нам это стало неинтересно быть одними из многих. Между тем деньги на раскрутку товара в России потратили именно мы. Так почему я как дилер должен терять деньги? Если я трачу деньги на рекламу в России, то почему этот знак не может быть моим? В данном случае речь идет о моих отношениях с фирмой-производителем. Ну а если производитель скажет, что компания Зуйкова недобросовестный конкурент, то тогда надо было ему самому тратить деньги на рекламу. Может быть, в развитых странах есть возможности для других взаимоотношений, но в нашей стране такого нет и товарные знаки могут быть рычагом для управления. И пока Роспатент регистрирует товарные знаки на имя дилеров.
Совершенно случайно недавно у нас дошли руки до знака ECCO датской обуви. Знак ЭККО-Рос зарегистрирован на имя российской компании. Между тем регистрация этого знака вовсе не мешает регистрировать Роспатенту знак ЕССО на имя датской компании. Трудно понять, как ведомство такие регистрации проводит каким образом оно трактует схожесть знаков? Тем не менее раскручивает знак российская компания, известна эта обувь благодаря ей. Так почему этот дилер не может быть защищен?

— Как вы находите еще не зарегистрированные в России знаки?
— Мы люди простые. Мы посещаем все выставки, которые проводятся в Москве, приобретаем всевозможные каталоги. Потом просто их открываем и создаем базу таких незарегистрированных знаков. Не думаю, что у кого-то еще есть подобная собственность. Естественно, мы регистрируем избирательно, на все такие знаки просто нет времени. Как только у компании возникают проблемы с товарным знаком, они, как правило, притормаживают свой бизнес. У нас был случай, когда мы зарегистрировали знак американской компании и отправили им свои претензии. Они остались без ответа. И только через полтора года они дали о себе знать позвонили и сказали: Мы хотим купить этот знак. Люди собрались проводить рекламную кампанию в России и поняли, что, не приобретя права на этот знак, они ничего сделать не смогут. И купили за приличные деньги. Хотя — что такое приличные деньги? Лучше сказать за разумные…

Источник: журнал Русский фокус

На правах рекламы: Если Вам необходимо продвижение сайтов цена приемлема, обращайтесь в Раскрутка.ру. Комплексный подход к продвижению качественно, эффективно, недорого.

«