Рост внешнеторгового оборота и бум кредитования порождают спрос на страхование финансовых рисков. Однако дороговизна и специфичность услуги, а также схемная репутация этого сегмента рынка сдерживают его развитие.

Cтрахование финансовых рисков долго оставалось на периферии отечественного рынка: страховщики не спешили вкладываться в развитие этого направления, да и реального спроса практически не было. Однако с насыщением традиционных сегментов — автострахования, ДМС, страхования имущества и грузов — страховщикам пришлось заняться поиском новых точек роста для своего бизнеса. И сейчас уже несколько крупнейших игроков заявили о своих намерениях активно продвигать программы страхования рисков, связанных с невозвратом торговых и потребительских кредитов, и закрепляться на рынке страхования финансовых рисков.

Клиент не созpел

В развитых экономиках полис страхования кредитного риска служит достойной заменой банковской гарантии и факторингу. Страхование дебиторской задолженности облегчает задачу планирования финансов, а также освобождает фирмы от необходимости самостоятельно оценивать платежеспособность контрагентов. Очевидно, борясь с конкурентами и предоставляя партнерам рассрочки платежей, российские компании испытывают потребность в подобной защите. Тогда почему же мы не видим стремительного роста рынка?

Во-первых, говоря о развитии страхования кредитов, следует учитывать принципы ведения этого бизнеса. Страховщик способен управлять принятыми рисками неплатежей лишь при условии их массовости. Это значит, что он готов застраховать не единичные сделки, а весь объем торговли, осуществляемый на условиях поставки в долг. Успешным этот вид страхования может быть лишь в том случае, если страховщик разумно направляет свои инвестиции и усилия на развитие квалифицированного андеррайтинга рисков и систему сопровождения договоров страхования. Кроме того, в силу слабой методологической проработанности, отсутствия национальной статистики и многих дpугих пpичин требуется очень серьезный, комплексный подход. Если практиковать подобное страхование от случая к случаю, страховщику тpудно рассчитывать на успех, — считает начальник управления страхования кредитных и специальных рисков ОАО Капиталъ Страхование Михаил Карякин. Клиенту, в свою очередь, выгодно страховать только сделки с наиболее проблемными партнерами, не переплачивая за партнеров надежных. В этом случае возникает антиселекция — получение рисков с высокой вероятностью наступления. Компромиссом в подобной ситуации может служить лишь сильно завышенный тариф на страхование единичной сделки.

Во-вторых, потенциальные клиенты, как правило, не очень осведомлены о возможностях страхового механизма — сказывается невысокая страховая культура бизнеса. И даже созрев до обращения в страховую компанию, страхователи не всегда в состоянии четко сформулировать, что им нужно. Часто потенциальный клиент обращается с вопросом о возможности страхования финансовых рисков в целом. А в разговоре, при выяснении деталей беспокоящих его рисков, нередко теряется. В таких случаях мы всегда помогаем разобраться. Чаще всего выясняется, что клиент хочет получить страховой продукт, который позволил бы ему привлечь инвестиции под некий бизнес-проект. Но при этом такой продукт должен быть дешевле банковской гарантии, что пока не представляется возможным, — делится опытом начальник управления страхования финансовых институтов ОСАО Ингосстрах Михаил Васильев.

Поэтому страховщикам остается либо работать с немногими компаниями, соответствующими высоким критериям, либо включать какие-то финансовые риски в комплексные программы страхования предприятий. Заместитель генерального директора Страхового дома ВСК Роман Фролов приводит в пример свою компанию: Для нас страхование финрисков интересно в сочетании с иными видами, например страхование от убытков из-за перерывов хозяйственной деятельности в связке со страхованием имущества предприятия.

Тормоза прогресса

Если же взглянуть на рынок страхования финансовых рисков в целом, то обнаружится проблема гораздо более важная, нежели вопрос цены и осведомленности, — репутация рынка.

Дело в том, что вывеска страхование финансовых рисков оказалась крайне удобной для использования серых схем недобросовестными компаниями. Типична следующая ситуация: при покупке недвижимости покупателю предлагается часть стоимости оплатить в виде взноса строительной компании, а остальные средства перечислить в некую страховую компанию, которая будет покрывать риск неисполнения застройщиком своих обязательств. Если дом будет построен, то пострадает всего лишь государство, недополучив значительный объем налоговых поступлений (партнерство со страховщиком позволяет застройщику снизить налогооблагаемую базу). А вот если в процессе строительства возникнут сложности с финансированием и наступит страховой случай, то клиент, скорее всего, останется один на один со своей проблемой, поскольку в подобных схемах задействуются сервисные страховщики, необходимые только для юридического оформления, а не для обеспечения защиты. Именно схемы в секторе страхования финрисков приносят наибольший вред страховой отрасли, так как происходит дискредитация страхования и подрыв имиджа всей отрасли, — уверен Михаил Карякин из Капиталъ Страхования.

Здесь важно отметить активность ФССН в деле очищения рынка от различных схем. В декабре 2005 года регулятор объявил: он начинает пристально наблюдать за страховщиками финрисков, и это объявление послужило сигналом к сворачиванию бизнеса серыми компаниями. Можно ожидать, что в течение ближайших двух лет инициативы регулятора окажут серьезную поддержку здоровому развитию страхования финансовых рисков.