Мировой рынок продаж в интернете в 2006 году побьет очередную рекордную планку в $200 млрд. К удивлению российских онлайнторговцев, лидерами по продажам в мире стали туристические путевки, автомобили и обувь. Молодой российский рынок интернет-торговли в 2005 году едва перешагнул за $1,02 млрд, и здесь иные лидеры: музыкальные товары, книги, бытовая техника и мобильный контент.

И дело вовсе не в том, что россияне больше увлекаются музыкой и литературой.

Просто у нас пока не сильно доверяют шопингу в Сети, уверены эксперты. Объем продаж в интернете в 2006году превысит $211млрд- к такому выводу пришла североамериканская исследовательская компания Forrester Research, закончив исследование для интернет-портала Shop.org, объединяющего торговые онлайн-ресурсы. По итогам 2005 года онлайновые продажи выросли на 25%, до $176,4 млрд. В 2004 и 2003 годах показатели составляли $141,4 млрд и $114,1 млрд соответственно. Почти двукратное увеличение рынка за три года заказчиков исследования восхитило. «Интернет- главный двигатель роста всего розничного рынка,- сделал вывод исполнительный директор Shop.org Скот Сильверман.- Он становится флагманом для всей индустрии».

По данным исследования Forrester, в 2006 году самыми популярными товарными категориями станут туристические путевки, продажи которых превысят $73,4 млрд, компьютерные составляющие и ПО с $16,8-миллиардными продажами, автомобили и запчасти принесут продавцам $15,9 млрд, обувь и аксессуары — $13,8 млрд. Наибольшую динамику демонстрирует категория косметических товаров и парфюмерии. Продажи в этом сегменте ежегодно увеличиваются более чем на 30%. В России объемы электронной торговли скромнее.

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), весь рынок продаж в интернете по итогам 2005 года едва превысил $4,474 млрд, а сегмент b2c (business-to-consumers, или «бизнес — потребителю») в прошлом году принес, по разным оценкам, от $1,02 млрд до $2,6 млрд. По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, первая цифра основывается на данных, предоставленных интернет-магазинами, а вторая — на опросах интернет-пользователей.

«По нашим данным, в прошлом году оборот b2c-сегмента составил от $600 млн до $700 млн»,- отмечает PR-директор интернетмагазина «Озон» Михаил Ятковский.

Он объяснил, что торговля в интернете — весьма закрытая отрасль и магазины очень редко раскрывают свои данные.

Так что НАУЭТ вынуждена считать объемы отрасли по американской методике: брать данные нескольких источников и перемножать их на определенные мультипликаторы. «Объемы электронной торговли книгами увеличиваются в среднем на 20—30% в год»,- подчеркнул Ятковский. Остальные игроки розничного электронного рынка согласились с коллегой. «За последний год объем продаваемого через интернет товара в нашей сети вырос приблизительно на 30%,- поделилась PRдиректор Dixis Татьяна Москалева. Ее коллега, пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков привел цифры по всему рынку интернет-продаж мобильных телефонов. Любопытно, что его информация в несколько раз превысила подсчитанные ассоциацией $13,6 млн. «По нашим данным, объем этого рынка составил $45—50 млн»,- сослался Манджиков на аналитиков Divizion.

По словам Ятковского, лидерами продаж на российском рынке стали книги, аудио- и видеотовары, вторую строчку заняли компьютеры и комплектующие, на третьей позиции — бытовая техника и мобильные телефоны. «В пятерку наиболее продаваемых товаров, если считать по количеству покупок, в этом году неожиданно вошли мобильные развлечения — контент,- добавляет PR-директор «Озона».- Если судить по объемам продаж, то первыми все же будут компьютеры — в этом сегменте стоимость каждой покупки значительно больше».

Эксперты проявили единодушие в поисках причины столь разных пристрастий посетителей интернет-магазинов в России и за ее пределами. «Основная аудитория Рунета — молодежь с высшим образованием и активной жизненной позицией. Это отражается на структуре продаж.

К тому же делать шопинг в интернете у нас еще не вошло в привычку, потому, вероятно, о дорогостоящих покупках речи пока не идет,- рассуждает Татьяна Москалева.- Ко всему прочему покупать туры в Сети кажется чересчур рискованным, а выбрать обувь или одежду по картинке просто невероятно — ни размер не оценишь, ни фасон». «Пока нет особого доверия к Сети, покупатели предпочитают выбирать осязаемые товары, с какими-то постоянными и известными характеристиками,- добавляет Михаил Ятковский.- Вот взять, например, книгу: это 400 страниц, обложка и «Евгений Онегин» внутри. А туристическая путевка? А автомобиль? Не оценив товар и не взглянув на продавца, россиянин вряд ли станет делать покупку- неизвестно, какой кот ожидает его в мешке». В США покупать товары по картинкам через почтовые каталоги — традиция.

Как подсчитали аналитики ComScore Networks, здесь на интернет-магазины приходится 2,3% розничных продаж — $84 млрд из $3,7 трлн.

Источник: Газета «Бизнес»

«