Не смотря на многочисленные прогнозы о разорении большинства аптек из-за растущей налоговой нагрузки, по данным статистики за 9 месяцев текущего года на аптечном рынке не произошло никаких глобальных и существенных изменений. Известно, что лидеры рынка, сеть «36,6» и «Ригла» даже существенно укрепили свои позиции. Самый активный рост замечен в сети А5, которая стала третьим крупным игроком на рынке. Это произошло благодаря покупке Мособлфармации. Не менее интересным фактом остается и то, что в рейтинг самых крупных игроков попадают и 2 ассоциации независимых аптек. Понятным фактом является. что сообща патекам намного проще выжить и именно поэтому, они заняли одно из лидирующих мест на рынке. Исходя из статистических данных Фармэксперта по итогам 9 месяцев текущего года получается, что первое место занимает аптечная сеть 36,6, доля рынка которой на текущий год составляет 2,51%, виден и активный рост сети на рынке по сравнению с показателями прошлого года, когда сеть занимала 2,4%. Второе место в рейтинге занимает Ригла, рост сети также заметен 2,46% текущего года в сравнении с 2,12% 2010 года. Самый большой рост виден в сети А5, увеличив долю на 0,52 п.п., как уже говорилось ранее благодаря приобретению Мособлфармации. Павел Расщупкин, руководитель отдела анализа инфраструктуры рынка компании Фармэксперт, говорит о том, что ситуация на аптечном рынке практически не изменилась, виден лишь заметный рост сетей. В 2011 году в рейтинг лучших были впервые включены различные обединения независимых аптек. Таким образом седьмое место занимает ассоциация АСНА, занимая долю рынка, равную 1,01%, девятое же место по праву принадлежит объединению United Marketing Group, доля рынка которого 0,98%. Павел Расщупкин комментирует, что производители воспринимают данные аптечные сети ассоциативного типа как единые полноправные структуры. Такие объединения становятся более активными и наболее заметны на российском рынке аптечного бизнеса. Владимир Кинцурашвили, генеральный директор A.V.E., сообщает что сеть UMG уже на данном этапе ведет переговоры об об общих маркетинговых и рекламных акциях с производителями, а АСНА наиболее ориентирована на общие закупки. Участие в подобных объединениях дает возможность региональным игрокам получать наиболее выгодные дистрибьюторские предложения от производителей.