В свое время эту роль играла IBM, а потом Microsoft Corp. Сегодня 350-килограммовой гориллой-монстром сектора технологий стала Google Inc. Одного слова о новом проекте из уст любого топ-менеджера этой компании достаточно, чтобы заставить конкурентов мандражировать, а аналитиков и прессу — обсуждать, что же теперь будет. Когда в конце прошлого года Google запустила сервис мгновенных сообщений (IM), эксперты дружно заговорили о неизбежной конфронтации с America Online, Yahoo! и Microsoft. Июньскую презентацию онлайнового софта для таблиц все сочли серьезным предупреждением для Microsoft Excel. А когда Google готовилась к намеченному на 29 июня дебюту платежной системы Google Checkout, которая будет конкурировать с системой PayPal от eBay Inc., некоторые заголовки прямо так и кричали: «Киллер Google для PayPal!

Но если отбросить всю эту шумиху, окажется, что бояться, в общем-то, и нечего. Анализ добрых двух десятков новых проектов, представленных Google за последние четыре года, показывает, что за пределами профильного — поискового — бизнеса, в котором Google по-прежнему на корпус опережает Microsoft и Yahoo!, у компании так и не появилось ни одного продукта, который можно было бы счесть безусловным хитом рынка.

Рассмотрим лишь несколько примеров: по данным comScore Media Metrix, сервис IM Google Talk сегодня занимает лишь десятое место, и на его долю приходится всего 2% от числа пользователей MSN Messenger — лидера рынка IM. О стартовавшем три месяца назад Google Finance говорили как о потенциальном конкуренте лидеру — Yahoo! Finance, а он, по сведениям компании Hitwise, расположился в конце списка 40 самых посещаемых финансовых сайтов. Почтовому сервису Gmail при запуске в 2004 году пели дифирамбы за ящики в 500 раз большей вместимости, чем у конкурентов. Конкуренты, впрочем, оперативно подтянулись, а вот Gmail сегодня вряд ли может похвастаться большими успехами: ему отдают предпочтение примерно вчетверо меньше пользователей, нежели почте MSN и Yahoo!.

Непостоянство

Нет ничего удивительного в том, что по мере того, как предлагаемые Интернетом услуги становятся разнообразнее, от поиска ресторанов до оценки недвижимости и обмена фотографиями, господствующий интернет-бренд почитается как естественный победитель во всех номинациях. «Люди априори отдают победу Google, а потом просто не следят за тем, что происходит, и не замечают, что ничего так и не вышло, — отмечает Пол Кедроски, венчурный инвестор из Ventures West Management Inc. — У Google — синдром дефицита внимания к своим продуктам. Они сами не знают, зачем они все это затевают. У них фантастические денежные потоки и ужасная дисциплина в отношении продуктов — очень опасное сочетание».

К счастью для Google, $120 млрд. ее рыночной капитализации обеспечены лидерством компании на рынке поисковых услуг, темпы роста которого, по прогнозам, сохранятся в пределах 30—40% в год. Google, несомненно, располагает лучшими алгоритмами поиска веб-страниц, а также самой крупной базой рекламодателей. Однако многие аналитики полагают, что ее акции должны стоить $550—600, то есть намного больше нынешних $400. По мнению наблюдателей, сервисы типа Google Checkout будут приносить доход от онлайновых транзакций, а другие, вроде Google Finance, могут привлечь больше пользователей, тем самым расширив возможности работы Google с дорогой рекламой.

Но из-за проблем с экспансией Google в смежные сегменты рынка возникает вопрос: сможет ли компания в долгосрочной перспективе диверсифицировать источники доходов, 99% которых сегодня приносит небольшая текстовая реклама. «Она по-прежнему получает почти всю прибыль только от одного вида бизнеса», — подчеркивает аналитик из Standard & Poor’s Скотт Кесслер.

Проблема в том, что, каждый раз, пытаясь выйти в другой сегмент, Google наталкивается на препятствие. Ей мешает та самая простота, которая, собственно, приносит бешеный успех ее поисковой машине. Минималистская главная страница Google разительно отличается от захламленных сайтов главных конкурентов — Yahoo! и MSN. Люди идут на Google, чтобы быстро найти информацию. Поэтому Google не может демонстрировать все многообразие своих продуктов без угрозы изяществу интерфейса и популярности, приносящим весомые $6 млрд. от поисковой рекламы. А следствием недостатка сведений, отмечают в Hitwise, становится то, что всего 10% посетителей Google приходят на ее сайт не только для поиска в Сети.

Не на пользу делу и то, что, несмотря на умение компании привлекать самых талантливых программистов, качество ее новинок оставляет желать лучшего. Философия запуска проектов «быстро и часто», бывает, ведет к появлению в лучшем случае таких же, как у конкурентов, сервисов, так что пользователям нет никакого резона переключаться на Google.

Кроме того, как рассказывают некоторые бывшие сотрудники компании, ее продакт-менеджеры имеют меньше полномочий, чем разработчики. Отсюда — более медленный апгрейд, поскольку большинству программистов интереснее работать над чем-то новым. Взять, например, запущенный два года назад социальный сайт Google Orkut. Он очень хорошо начал, но за прошедшее время на нем мало что изменилось, и популярность его значительно снизилась во всех странах, кроме Бразилии. Сегодня его трафик составляет менее 1% от американского трафика на MySpace.

Руководство компании признает, что некоторые новые продукты не прижились. Но, по словам топ-менеджеров, высокий процент неудач заложен в самой стратегии, которой придерживаются все больше компаний, вставших на путь инноваций. По оценке вице-президента Google по поисковым продуктам и связи с пользователями Мариссы Мейер, «сгореть» в конечном счете могут от 60% до 80% продуктов Google. Но суть стратегии, говорит она, в том, чтобы стимулировать рискованные проекты и раскручивать устоявшие. «Мы исходим из того, что от множества разработок придется отказаться, — говорит Мейер. — Но люди запомнят действительно нужные и те, в которых есть большой пользовательский потенциал».

И такие примеры тоже есть. Благодаря упрощающим навигацию инновациям типа данных аэрофотосъемки и перетаскиваемых карт, Google Maps опережает по трафику все сайты с картами, кроме MapQuest. Он стал настолько популярен, что другие подразделения выстраивают вокруг него новый бизнес или сервисы, создавая мэшапы — когда к картам Google привязываются, например, списки объектов недвижимости или статистика преступлений. А созданный четыре года назад сайт Google News предлагает главные мировые новости в разных странах мира на 40 различных языках. Это привело к скачку числа иностранных пользователей более чем на 600% за прошлый год, и по трафику сайт стал второй новостной поисковой системой в мире.

Проблема Google, стало быть, не в неудачных, а в средних по показателям проектах. Фактически она недотягивает даже до целевого уровня успешности в 20—40%. И это, возможно, подливает масла в огонь внутрикорпоративной дискуссии в штаб-квартире Google в Маунтин-Вью (Калифорния) о том, как привлечь к новинкам побольше пользователей поискового сервиса. Google давно использует для этого таблички, текстовые ссылки над строкой запроса, предлагающие пять различных проектов, включая фотосервис, новости и карты. Однако в руководстве существуют серьезные разногласия о количестве табличек и их расположении. «С 2001 года ведутся активные споры о том, сколько табличек можно разместить на главной странице, не устроив при этом кавардак, как на Yahoo!, — говорит Дуг Эдварде, бывший директор по потребительскому маркетингу, ушедший из Google в прошлом году.

Продуктов у Google все больше, и пяти табличек становится мало. А пользователь в большинстве случаев живет по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Взять, к примеру, разрекламированный в конце 2005 года выход Google в поиск по блогам. Многие эксперты тут же написали о кончине молодых поисковых машин, доминировавших в этом сегменте. «Увы вам, Technorati, Feedster, IceRocket, — заявлял блог Google Rumors в сентябре. — Вечеринка закончилась».

Но не тут-то было. Пользователи могут выйти на блоговый поисковик Google, лишь кликнув по ссылке «More». А это мало кто делает. В итоге, по данным comScore, трафик блог-поиска Google составляет 17% от трафика Technorati. «Никакой значительной роли Google в этом сегменте не играет», — говорит Марк Кьюбан, помогавший с финансированием IceRocket. Обойти проблему дефицита табличек можно, стимулируя пользователей на создание на основе поисковика Google индивидуальных главных страниц — эту опцию компания предлагает с прошлого года. Выстроенная под себя главная страница Google может содержать заголовки новостей Google News, биржевые котировки и список писем с почтового аккаунта на Gmail. Да, она более загруженна, но каждый по крайней мере имеет возможность регулировать количество новых опций по своему усмотрению. По утверждению Google, десятки миллионов модифицировали главную страницу под себя, однако непонятно, сколько таких страниц реально используется.

Охота за сокровищами

НО И ЗДЕСЬ Google не ищет легких путей. Чтобы попасть на персонифицированную главную страницу, надо кликнуть по специальной ссылке, а она прячется в самом верху поисковой страницы. Неудивительно, что пока большинство перешедших на этот сервис — все те же лояльные пользователи Google, а не масса других гостей Сети, которых компании хотелось бы записать в свой актив. «Практически они уговаривают тех, кто и без того согласен», — считает аналитик из Forrester Research Inc. Шарлин Ли.

Google не сидит сложа руки. Вместе с Sony Pictures компания разработала игру к «Коду да Винчи», подгадав ее запуск к майской премьере фильма. Чтобы разобраться с головоломками, надо открыть аккаунт на Google, автоматически получив таким образом доступ к опции персонифицированной главной страницы. Как говорят в Google, все 24 загадки разгадали более 100 тыс. участников. «Играя, пользователи ознакомились со многими функциями Google, о которых иначе они бы не узнали», — говорит Марисса Мейер.

Но даже если Google и удастся залучить новых клиентов и привлечь их к своим новинкам, они должны быть конкурентоспособными — в большинстве случаев в заветных сегментах давно и прочно засели конкуренты. Те, кому нужны биржевые котировки, идут на Yahoo! Finance. Желающие початиться облюбовали AOL Instant Messenger. Эти сервисы обладают способностью незаметно затягивать пользователя, чтобы тот возвращался сюда снова и снова, а это, в свою очередь, повышает его ценность как рекламного носителя.

Обладая огромной рыночной капитализацией и лидируя в сегменте поиска, Google располагает достаточным запасом времени, чтобы решить все эти проблемы, сделать соответствующие выводы и усвоить уроки рынка. К тому же у компании накапливается много бесценных знаний о реальных желаниях пользователей. Тем не менее, если Google хочет соответствовать репутации самого ужасного монстра Силиконовой долины, ей надо активнее разрабатывать продукты, которыми люди захотели бы воспользоваться.

«